13 сентября в Москве прошел II съезд граждан первого в мире блокчейн-государства с прямой демократией и блокчейн-экономикой Децентурион. Среди 3,5 тыс. человек, посетивших мероприятие, большинство — обладатели паспорта Децентуриона, однако многие из них до сих пор не могут с уверенностью ответить на вопрос, что такое блокчейнгосударство на самом деле: очередная игрушка авантюристов или новая ступень развития общества.
Мысли о создании собственных альтернативных государств будоражат умы довольно давно. Вспомнить хотя бы Томаса Мора с его Утопией в XVI веке или обратиться к отечественной истории и большевикам, которые пытались построить идеальное государство, свергнув российского императора. Но, как показывает время, всем подобным инициативам для идеальной реализации чего-то не хватало. Российский бизнесмен Николай Евдокимов сегодня сделал ставку на технологию блокчейн и сложную бизнес-модель, реализуя свою инициативу по созданию первого в мире блокчейн-государства. Возможно, Евдокимову удастся сделать то, о чем человечество мечтало не одну сотню лет. А пока криптоэнтузиасты, инвесторы, журналисты и эксперты со всего мира пристально и хладнокровно наблюдают за стремительным развитием Децентуриона.
По замыслу основателей Децентуриона, все взаимодействия граждан с сообществом и друг с другом будут записываться и храниться в единой распределенной цифровой базе данных. Таким же образом будут зафиксированы и все обязательные документы, регулирующие жизнь сообщества. Голосование за принятие подобных документов и внесение в них поправок также будут реализованы при помощи блокчейна.
По словам авторов, пока Децентурион – это «экономика с базовыми инструментами прямой демократии». Чтобы Децентурион стал государством, он должен обладать набором некоторых характеристик:
- территорией с четко определенными границами;
- населением, постоянно проживающим на этой территории;
- суверенитетом;
- собственной системой государственной власти;
- системой налогообложения, финансовой и экономической системами.
Но система управления у Децентуриона уже есть. Работает правительство, включающее десять министерств: торговли, промышленности, информации, образования, МИД, МВД. Еще Генеральная ассамблея, министерства юстиции, финансов и труда. А вот президента в этом государстве нет и не будет.
В одной из серий мультсериала «Гриффины» его главный герой Питер очень хочет построить бассейн у себя во дворе. Тогда он отправляется в мэрию Куахога, чтобы получить разрешение на стройку. Но там сообщают, что дом Питера из-за юридической ошибки не относится ни к Куахогу, ни к Соединенным Штатам Америки в целом. Узнав это, Питер тут же основывает на территории своего дома новое микрогосударство Питерию и устанавливает собственные законы.
История знает немало «Питеров Гриффинов», пытавшихся основать собственные микрогосударства на территории уже существующих стран или на отдельных островах. За последние полвека таких энтузиастов были десятки. Пожалуй, самым известным примером такого государства является Княжество Силенд (Sealand), основанное британским отставным майором Пэдди Роем Бейтсом. Находится это княжество на морской платформе Roughs Tower в 12 км от английского Суффолка. Сама платформа была построена еще во времена Второй мировой войны, а затем была заброшена. Бейтс без особого труда захватил платформу в начале 1965 года, выгнав оттуда владельцев пиратской радиостанции Wonderful Radio London Джека Мура и его дочь Джейн. Бейтс решил запустить там собственное радио, которое вещало в итоге два года. Но 14 августа 1967 года в Британии вступил в силу закон, запрещающий незаконное радиовещание с морских платформ вроде Roughs Tower. Тогда отставной майор провозгласил независимость территории морской платформы и вод вокруг нее, назвал себя князем, а свою семью — правящей династией.
За эти десятилетия Силенд пережил и путч, и столкновения с Великобританией, и пожар, и даже смерть своего основателя. В октябре 2012 года князем этого непризнанного микрогосударства стал сын Пэдди Роя Бейтса, Майкл Бейтс.
После распада Югославии на ее территории остались неразграниченными территории, на которые не предъявляет свои претензии ни одна из приграничных стран. Вновь появившиеся независимые балканские государства бьются за другие, более важные, с их точки зрения, территории, не желая разменивать их на незначительные и не столь привлекательные квадратные километры. Поэтому на неразграниченных территориях между Сербией и Хорватией стали со временем появляться самопровозглашенные микрогосударства — Либерленд, Онгал, Селестиния, Энклава.
По словам создателей блокчейн-государства, уже сейчас их детище располагает достаточно многочисленным для молодого микрогосударства населением – около 250 тыс. человек. В основном это граждане Китая, США, Японии, Южной Кореи и России.
Кроме физических резидентов (граждан) блокчейн-страна располагает и юридическими резидентами – стартапами.
Гражданами Децентуриона стали известные в индустрии персоны, такие как популярный канадско-индийский разработчик и предприниматель Санни Рэй, сооснователь Bitcoin Foundation Бобби Ли и Винни Лингем, основатель проектов Civic и IncuBeta, входящий в 500 самых успешных глав компаний, и многие другие.
Паспорт Децентуриона
Чтобы стать полноправным гражданином блокчейн-государства Децентурион, необходимо получить его паспорт. Сегодня система отношений между участниками сообщества реализуется в основном в цифровом виде, поэтому процедура получения паспорта здесь также возможна в цифровом виде. По сути, регистрация гражданства – это запись в цепочке блокчейн.
В качестве блокчейн-паспорта используется токен – виртуальная монета, которая и станет свидетельством о получении гражданства. Эта монета навсегда останется замороженной на счету гражданина.
До 1 августа первые граждане Децентуриона могли получить паспорта бесплатно. Сегодня присоединиться к Децентуриону можно несколькими способами: получив персональное приглашение от одного из граждан, купив токен DCNT Classic на официальном сайте или токен DCNT Liquid по биржевой стоимости.
На текущий момент у государства существует два вида токенов: DCNT Classic и DCNT Liquid. DCNT Classic работает только внутри государства и не выводится на внешний рынок, его стоимость составляет $112. DCNT Liquid – токен, дающий мультипликатор, который можно выводить на внешний рынок.
Эксперты Henley & Partners, одной из ведущих компаний, работающих в сфере предоставления гражданства, считают подобный сценарий развития событий крайне маловероятным. «В мире есть множество провозглашенных псевдогосударств — это Силенд, псевдопровозглашенные «государства» в Австралии и даже в Антарктиде. Они не признаются ни одним государством и не имеют никакой международной правосубъектности, в отличие даже от частично признанных международным сообществом Республики Северный Кипр, Абхазии или Республики Косово. Тем не менее даже у Силенда — ржавой платформы в Северном море — есть одно значимое преимущество перед Децентурионом: она находится в открытом море, территории, доступной для использования всеми. Создатели же первого блокчейн-государства намерены выкупить малайзийские острова, чтобы наделить свое провозглашенное псевдогосударство территорией. Но это невозможно, — считает профессор конституционного права ЕС в университете Гронингена Димитрий Коченов. — Как покупка земли в центре Москвы не дает вам права основать посреди столицы России собственное государство, так же и покупка островов даст основателям Децентуриона лишь возможность пользоваться этими землями, которые останутся частью Малайзии. Любой документ, выданный собственниками земли, принадлежащей другому государству, — как
паспорт Китай-города — по определению не может ни при каких обстоятельствах стать знаком гражданства суверенного государства и использоваться для пересечения каких-либо международных границ».
Одним из важных аспектов для признания нового государства является наличие территории и ее четких границ, в которых могут постоянно проживать граждане. У Децентуриона пока еще нет собственной подконтрольной территории, но создатели в самое ближайшее время обещают запустить процедуру по покупке острова неподалеку от Малайзии, чтобы построить там столицу Децентуриона и придать государству физические границы. При необходимости в дальнейшем территория может быть расширена за счет создания намывных территорий и приобретения новых островов.
В ближайшее время основатели проекта начнут переговоры с государствами о признании легитимного статуса паспортов Децентуриона на территории дружественных государств. В скором будущем, как рассчитывают основатели блокчейн-государства, паспорта Децентуриона смогут обеспечивать их владельцам даже безвизовый въезд в некоторые страны.
На третьем этапе создатели намерены придать своему государству суверенный статус. «Планируется получение признания независимости от уже независимых государств и подача заявки в Организацию Объединенных Наций на вступление в нее в качестве суверенного государства», – утверждается в манифесте.
Николай Евдокимов. Российский предприниматель. Окончил энергетический факультет МГТУ им. Баумана и факультет маркетинга и менеджмента МГУС. Сегодня живет и работает в Сан-Франциско. Более 10 лет занимался технологичными решениями в рекамной индустрии, в частности в области автоматизации процессов – seo, ppc, smm and mobile advertising. Основатель и бывший генеральный директор AppinTop – успешной платформы для разработчиков приложений. Основал и продвигал AdtoApp, программную платформу посредничества для рекламы в приложениях, на основе настраиваемых алгоритмов. Один из самых успешных проектов Николая — SEOpult.ru — один из лидеров на рынке автоматизированной поисковой оптимизации. C 2014 года переключил фокус внимания на блокчейн. Начинал свою деятельность с майнинга, области, в которой по сей день является авторитетным экспертом. С 2016 года стал активным участником ICO-рынка. Совладелец Argon Group, Cryptonomos, ICOBox. Выступает привлеченным консультантом для многих компаний, работающих с технологией блокчейн. В 2018 году стал инициатором и создателем первого в мире полностью децентрализованного блокчейн-государства Децентурион, в котором занимает должность министра информации.
Экономика Децентуриона
Помимо своего самого первого токена-паспорта граждане могут приобретать дополнительные токены другого типа – DCNT, которые уже сегодня являются основой внутренней экономики и позволяют гражданам взаимодействовать со стартапами.
Несмотря на то что Децентурион пытается казаться экономикой нового типа, его главной (и, пожалуй, единственной на сегодня) функцией является сведение блокчейн-стартапов с возможными покупателями и участниками проектов. Когда стартапы становятся партнерами Децентуриона, их токены бесплатно распределяются между всеми гражданами, пропорционально их владению токенами DCNT. То есть чем больше токенов DCNT покупает гражданин, тем больше токенов стартапов он получит.
Государство Децентурион построено таким образом, что любой гражданин здесь может по своему усмотрению участвовать в продаже токенов стартапов. При покупке паспорта блокчейн-государства пользователь навсегда замораживает на своем счету один DCNT, а значит, он всегда будет получать какое-то количество раздаваемых токенов стартапов.
Получив их, гражданин может попытаться затем продать их. Делается это через страничку каждого гражданина на платформе Децентуриона. При этом стоимость токенов стартапов определяется самим гражданином.
Если же пользователь не хочет принимать чьи-то токены, он должен зайти в свою учетную запись и отказаться от них. Выручка от продажи токенов стартапов не облагается какими-либо комиссиями со стороны Децентуриона. Да, Децентурион – блокчейн-государство, которое не облагает своих граждан какими-либо комиссиями, при этом обеспечивая их бесплатными токенами, которые те могут затем продать.
300 стартапцев
К концу этого года создатели проекта хотят видеть в Децентурионе 300 стартапов, а к концу 2019-го увеличить этот показатель еще на 3 тыс. Но зачем им становиться частью этого блокчейн-государства?
Для любой начинающей компании важно иметь стартовый капитал и средства, которые позволили бы не только запуститься, но и развивать бизнес. Для мира блокчейна уже традиционным способом привлечения аудитории и продажи своих услуг стало первичное размещение токенов (ICO). Для этого стартапу нужно собрать все необходимые документы, представить стратегию развития, выпустить токены, получить за них средства (в виде распространенных криптовалют или фиата), направив их на текущее финансирование деятельности проекта, развитие продукта и маркетинг. В конце концов, как только стартап становится прибыльным, он делит прибыль с покупателями токенов и участниками компании, тем самым уменьшая количество средств, которые можно было бы реинвестировать в развитие бизнеса.
По словам блокчейн-маркетолога и сооснователя одной из крупнейших в мире компаний по проведению ICO ICOBox Дарьи Генераловой, необходимость особой экономической зоны для людей, чьи инициативы и активности плотно связаны с криптоэкономикой и технологиями, продиктована развитием рынка. Отрасль развивается гораздо стремительнее, чем государства могут подготовить достаточную правовую базу для регулирования блокчейн-стартапов. Поэтому создание отдельной системы отношений, внутри которой стартапы, связанные взаимными правами и обязанностями, смогут свободно и открыто функционировать, может значительно облегчить взаимодействие с правовыми системами действующих государств.
Децентурион предлагает стартапам совершенно иной подход. Фактически – сразу перейти к финальному этапу. Все, что нужно молодой компании, желающей получить средства через партнерство с Децентурионом, – это подготовить необходимую документацию и свой проект для презентации. Дальше его токены будут автоматически розданы всем гражданам. Таким образом, отмечают создатели проекта, у стартапа появляются и возможные будущие лояльные пользователи, которые заинтересованы в том, чтобы проект развивался, предоставляя востребованный продукт.
По условиям участия каждый стартап обязан создать определенное количество собственных токенов, которые можно будет использовать в рамках его проекта, – половина из них распределяется среди участников блокчейн-государства, а вторая остается в распоряжении проекта и по его усмотрению поступает в продажу или используется иным образом исходя из собственной модели работы стартапа.
Тематическое приложение к газете Коммерсантъ «Деньги» №37
«Государство без центра»
26.09.2018
Комментарии